Закон о Прямых иностранных инвестициях № 4875 от 5 июня 2003 года
Опубликован в «Официальной Газете» Турция № 25141 17 июня 2003
Статья 1
Цель и сфера действия закона о прямых иностранных инвестициях
Целью настоящего закона является определение основных принципов привлечения прямых иностранных инвестиций, обеспечения защиты прав иностранных инвесторов и приведения норм и понятий инвестор и инвестиции в соответствие с нормами международного права; обеспечения перехода от разрешительно-одобрительной системы к системе оповещения при осуществлении прямых иностранных инвестиций и увеличения числа прямых иностранных инвестиций путем установленной государственной политики.
Настоящий закон распространяется на выполнение процедур, касающихся прямых иностранных инвестиций.
Статья 2
Понятия, упоминаемые в настоящем законе о прямых иностранных инвестициях, имеют следующие значения
а) иностранный инвестор – осуществляющие на территории Турции прямые инвестиции
1) физические лица, являющиеся гражданами иностранных государств и турецкие граждане, проживающие за пределами Турции;
2) юридические лица, образованные в соответствии с законами иностранных государств, и международные организации;
б) прямые иностранные инвестиции – привлеченные иностранным инвестором с целью образования новых или открытия представительств существующих коммерческих организаций,
или создания партнерства путем приобретения доли вне фондовой биржи либо не менее 10 процентов доли на фондовой бирже либо права принятия решения в соответствующей пропорции в уставном капитале уже существующей коммерческой организации
1) из-за пределов страны
— наличный капитал в виде конвертируемой валюты, являющейся предметом операций Центрального Банка Турции,
— корпоративные ценные бумаги (за исключением государственных долговых обязательств других стран),
— машинное оборудование и оснащение,
— права на промышленную и интеллектуальную собственность,
2) рождённые на территории Турции
— любые права, относящиеся к дивидендам, доходам от продаж, дебиторским задолженностям или другие связанные с инвестициями права, имеющие денежную оценку,
— права на разведку и извлечение природных ресурсов;
в) Палата – Казначейская Палата.
Статья 3
Принципы, касающиеся прямых иностранных инвестиций
а) Свобода инвестирования и национальные принципы
1 – Иностранные инвесторы могут свободно осуществлять прямые иностранные
инвестиции в Турции;
2 – Иностранные инвесторы пользуются равными с турецкими инвесторами
правами;
Если обратное не предусмотрено международными соглашениями и специальными национальными законами.
б) Национализация и реквизиция имущества
В соответствии с действующим законодательством, прямые иностранные инвестиции, если того не требуют общественные интересы и без возмещения стоимости не могут быть национализированы или реквизированы.
в) Перечисление средств
Чистые доходы с прибыли от деятельности и операций в Турции иностранных инвесторов, а также дивиденды, доходы от продажи или ликвидации коммерческой организации и компенсации, денежные суммы, которые будут выплачены за лицензии, управление и подобные соглашения, а также основной капитал и проценты иностранных кредитов могут свободно переводиться иностранным инвестором на зарубежные счета посредством банков и частных финансовых организаций.
г) Приобретение недвижимости
Коммерческие организации, учрежденные на территории Турции иностранными инвесторами или же имеющие статус юридического лица коммерческие организации, одним из участников (несколькими участниками) которых является иностранный инвестор, могут свободно приобретать недвижимость или ограниченные имущественные права в зонах, доступных для приобретения недвижимости турецкими гражданами.
д) Разрешение споров
Для разрешения споров, возникающих в результате инвестиционных соглашений, являющихся предметом частного права и инвестиционных споров, возникающих в результате концессионных договоров и условий, заключенных иностранными инвесторами с органами государственной власти, возможно обращение в полномочные суды местной юрисдикции либо национальные или международные арбитражные (третейские) суды или привлечение других способов разрешения споров, при условии возникновения обозначенных в соответствующих нормативных актах законодательства обстоятельств и обоюдной договоренности сторон.
е) Определение стоимости неналичного капитала
Определение стоимости неналичного капитала производится в рамках положений Турецкого Торгового Кодекса. В случае использования в качестве инвестиционных средств движимого имущества коммерческими организациями, образованными в иностранных государствах, принимается за основу оценка инстанций, полномочных определять стоимость неналичного капитала в соответствии с законодательством страны происхождения или экспертов, назначенных судами страны происхождения либо международными органами оценки.
ж) Привлечение иностранного персонала
Иностранному персоналу, привлекаемому к трудовой деятельности в коммерческих организациях, филиалах или на предприятиях, основанных в соответствии с положениями этого Закона, разрешение на трудовую деятельность выдается Министерством Труда и Социального Обеспечения.
Согласно статье 23 Закона № 4817 «О разрешениях на трудовую деятельность иностранных граждан» от 27.2.2003 года в инструкции, которая будет выпущена совместно Казначейской Палатой и Министерством Труда и Социального Обеспечения, будут указаны виды коммерческих организаций и предприятий с иностранным капиталом, охваченных Законом а также определение ключевого персонала, которому будет выдано разрешение в соответствии с вышеупомянутой инструкцией и другие принципы и методы, касающиеся выдачи разрешений на трудовую деятельность.
В отношении персонала, который будет привлечен в соответствии с данными положениями, не применяется пункт б) статьи 14 Закона № 4817. Данной инструкцией будет определено, в каких случаях будет применяться положение первого абзаца статьи 13 Закона № 4817 в отношении ведущих специалистов из числа иностранных граждан, которые будут привлечены к профессиональной деятельности.
з) Контактное бюро
Палата полномочна выдавать разрешение на открытие контактных бюро коммерческим организациям, учрежденным в соответствии с законодательством иностранного государства, без права осуществления предпринимательской деятельности на территории Турции.
Статья 4
Определение государственной политики и запрос сведений
Палата имеет право в общих чертах определять государственную политику в области прямых иностранных инвестиций и с этой целью принимать участие в деятельности других организаций, принимая во внимание цели плана и годовой программы развития, общее экономическое положение страны, международные инвестиционные тенденции и мнения соответствующих государственных органов и учреждений и профессиональных объединений частного сектора. При проведении работ по изменению действующего законодательства или подготовке новых нормативных правовых актов, касающихся прямых иностранных инвестиций, должны учитываться мнения специалистов Палаты.
Статья 5
Другие положения
а) Существующие коммерческие организации с иностранным капиталом
Действие этого Закона распространяется на коммерческие организации, учрежденные на основании Закона № 6224 от 18.1.1954, при условии сохранения приобретенных прав
б) Инструкция
Принципы применения данного Закона регулируются инструкцией, которая будет подготовлена Палатой в течение одного месяца со дня опубликования Закона.
в) Положения, утратившие силу
Признать утратившим силу Закон № 6224 «О поощрении иностранного капитала» от 18.1.1954 года. Ссылки на Закон № 6224 в действующем законодательстве считать сделанными на соответствующие положения данного Закона.
г) Изменения и поправки, касающиеся данного Закона, возможны только путем прибавления или изменения положений данного Закона.
Временная Статья 1
До выпуска и вступления в силу инструкций, согласно которым будет осуществляться применение данного Закона, остаются в силе положения существующих приказов, циркуляров и постановлений, не противоречащие положениям данного Закона.
Вступление в силу
Статья 36 – Настоящий Закон вступает в силу с момента его публикации.
Исполнение
Статья 37 — Исполнение положений настоящего Закона возложено на Кабинет Министров.
КОММЕНТАРИИ